Bandcamp

понедельник, 31 августа 2015 г.

Правила джема от "Грузовика"


Ещё не закрытая Википедия определяет джем или джем-сейшн (jam session) следующим образом:“совместная последовательная индивидуальная и общая импровизация на заданную тему. Музыкальное действие, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения, либо когда взять инструмент и выступить может каждый из присутствующих.”
Это ёмкое и предельно ясное обозначение понимают все музыканты. Я предлагаю считать это единственно верным обозначением. Однако, есть в нём одна деталь, которая может перевернуть сознание джемующих юношей и дам.
Что же это за деталь? Это – “заданная тема”.
“Заданная тема” – самая проблемная и болезненная для музыкантов деталь этого значения.
Отсутствие темы делает джем невозможным. 






Как часто Вы в разговоре обращаетесь к собеседнику со своими наблюдениями о сегодняшней погоде, а в ответ слышите реплику о вчерашнем курсе доллара?
За исключением случаев изменённого подсознания или психического расстройства – никогда.
Так вот джем - тот же разговор. Разговор может быть умным, интересным, глубоким, скучным, оживлённым и так далее. Качество разговора и проявление к нему интереса у сторонних слушателей, которые не участвуют в нём зависит от множества факторов: эрудиция собеседников, интересная тема, культура общения, уместные выражения (они могут быть и нецензурными и пошлыми, но главное – уместными), ясная дикция и многих других.
   


Джем это тот же разговор. Нет темы – нет джема. Участники перебивают друг друга – нет джема. Один болтает громче всех, затыкая других – нет джема.
Двое участвуют в диалоге о море, а третий рассказывает о новой компьютерной игре – нет джема.
Я думаю, что статья перейдёт в долгий и нудный ликбез, если я начну рассказывать про ритмы, строй, лады, тональности и так далее, поэтому я предположу, что все музыканты достигли определённого музыкального уровня образованност и обрели знания, достаточные для разговора друг с другом, для джема.
Предлагаю свои 5 правил джема, которые помогут Вам по-новому ощутить музыку, найти своё место в ней и которые дадут возможность научиться общаться друг с другом на языке музыки. 
 
Правило №1. Настройте свои инструменты б***ь! Хоть раз!

Правило №2. Тема разговора. 


Очень полезно для начинающих джемующих заранее, перед джемом определить тему, вокруг которой и будет осуществляться импровизация. Очень трудно на ранних этапах музыкального развития сразу выдать готовую мелодию, которую все поймут и будут в состоянии обыграть согласно элементарным музыкальным правилам.
Выбрав тему, все участники должны заранее разучить выбранную тему и научиться играть её в разных тональностях. После этого можно пробовать играть её всем вместе, эксперементируя с ритмикой, темпом, гармонией. Уже на этом этапе вы сможете потренироваться формировать в группе диалог в режиме реального времени.
С опытом и временем появляются навыки исполнения мелодии «здесь и сейчас». Мелодия может наиграться случайно на гитаре или напеться вокалистом. Важно понимать, что в джеме нет главного музыканта – тему задать может любой. Это может быть мелодичный басовый грув, под который что-то наиграет гитара, или мелодия сыгранная на басу, обыгранная гитаристом. К сожалению, всё сводится к исполнению двух-трёх аккордов (и совершенно необязательно, что все играют одинаковые аккорды), которые обыгрываются соло в пентатонике.
Часто бывает так, что мелодия никуда не развивается и «глохнет» от того, что басист не может обыграть её больше чем двумя нотами. Учитесь доносить свою мысль, а если эту мысль доносите не вы, учитесь её слушать. Не бойтесь экспериментов. 

 
Правило №3 Тихо-громко, быстро-медленно

Согласитесь, скучно всю дорогу трындеть со скоростью света, перекрикивая всех и вся. Никто не отменяет эмоциональную подачу, более того, она необходима. Но подача становится эмоциональной в сравнении с менее эмоциональной. То есть сыграв что-то тихо и умеренно, можно эффекто выйти в яркое исполнение того же рисунка громко. Прокричав что-то, снося своей энергией всё на своём пути, вернитесь к тихому исполнению. Сыграв медленно, сыграйте и быстро. Эти контрасты позволят вам самим осмыслить своё же высказывание в разных настроениях. По-разному можно рассказать о своей любви к женщине – страстно, разрывая свою душу на части, крича и надрываясь от восторга, но ведь можно и шёпотом, боясь спугнуть это нежное чувство. И всё это возможно по отношению к одной и той же женщине и в рамках одной и той же джем-сессии. Вы же музыканты, вам свойственны перемены настроения и противоречивые эмоции! Магия джема наступает когда вы все начинаете понимать друг друга и уже не вы ведёте друг друга, а мелодия сама выводит вас на нужные ей пути.
Но это всё в будущем. 

 
Правило №4 Хватит сидеть на шее барабанщика

Джем это тот редкий случай, когда можно «погулять» вокруг ритма, поискать тот самый образ мелодии. Попробуйте не зацикливать ваш джем только на ритме. Если ваш барабанщик хоть чего-то стоит – он поддержит вас. Хороший же барабанщик не только поддержит, но и станет неотъемлемой частью вашего джема, подчёркивая динамику, меняя пульсации согласно с настроением джема. 

 
Правило №5 Визуальный контакт

Я понимаю, что вслепую очень трудно, почти невозможно играть (ирония
mode on). Но всё-таки, попытайтесь отрывать взгляд от инструмента. Если вы действительно чувствуете музыку и глубоко переживаете её – ваши глаза и движения станут главными камертонами вашего джема. Кроме того вы всегда можете жестом или кивком подсказать коллегам по импровизации о смене темпа, рисунка или сообщить о приближающемся окончании джема.
Разумеется, этих правил намного больше и всё в джеме очень индивидуально. Но я гарантирую вам видимый результат уже в скором времени, если вы последуете моим 5 правилам джема. Слушайте больше музыку и поддерживайте друг друга.
Удачи! 


Статью подготовил Юрий Березовик

Комментариев нет:

Отправить комментарий